Намазывала пальцы клеем ПВА и пыталась снять засохшую тонкую пленочку-отпечаток. Не вышло. Клей жидкий. А тогда...
читать дальшеТогда мама желатинила куски тканей, а я обводила бумажные шаблоны простым карандашом, и на блестящих и шуршащих кусках оставались силуэты цветов и листьев. Потом, вооружившись ножницами, мы до одури вырезали эти цветочки, мама вооружалась выдавливателями и вставала к плите, а я продолжала резать зубчики на листьях, натирая и срывая подчас водянки на пальцах кольцами ножниц. Поначалу мама всё делала сама, а потом стала доверять мне делать жилки на листочках. Потому что туда требовалось меньше всего силы. Берешь чайную ложку, обёртываешь черпало плотно полотенцем в несколько слоёв и нагреваешь ручку в пламени горелки. Главное - не перегреть, чтобы не прожечь заготовку листика. На толстом "матрасе" из тряпок и ватина уже разложены заготовки листиков - все одной стороной вверх. Нагретой ложкой с нажимом провожу по первому листочку главную жилку. Хана листику - ложка перегрелась и оставила вместо канавки дыру в ткани. Машу ложкой в воздухе, чтобы чуть остудить. И снова пробую на уже испорченном листке - нормально. И быстрее, быстрее, пока совсем не остыло, начинаю чиркать по кусочкам ткани. Главная жилка, три-четыре пары отходящих от неё боковых. Иногда боковых больше - это зависит от вида цветов, которые мы делаем. Ложка остыла - греть и снова пробовать на испорченном кусочке, быстро чиркать по разложенным заготовкам. Постепенно становится жарко, начинает болеть сгиб указательного и подушечка большого пальца, куда приходится основное давление от черенка ложки. Чиркать - это только так говорится, на самом деле нужно ощутимо надавливать на ложку, чтобы жилка получилась стойкой и красивой. Жар разогретого металла обжигает даже через намотанные полотенца. Откладываю ложку, размотав ткань, даю остыть инструменту. Пересчитываю листья - мало. А еще меня ждёт сотня маленьких цветочков "жасмина". Они белые, а значит любая погрешность будет видна. Там всё просто - взять специальный инструмент (стальной стержень с закруглёнными концами около сантиметра в диаметре, обернуть его с одной стороны полотенцем, нагреть другой конец в пламени и, опробовав горячесть на клочке такой же, как у заготовок, ткани, прижать к лепестку и надавить. Всем своим весом. Прижать-надавить, прижать-надавить, прижать-надавить, прижать-надавить, прижать-надавить, прижать-надавить. Первый цветок готов. Пять лепестков и серединка, куда следует давить в два раза сильнее, чтобы она получилась глубокой и цветок "закрылся". Десяток цветов сделать - что мешки с цементом перетаскать. Устала. И вот тут-то и появляется клей ПВА. Мы начинаем собирать панно. Роскошные розы нижутся из нескольких ярусов по-разному выдавленных заготовок, склеиваются клеем. Мы с мамой мажем серединки белой густой, остро пахнущей субстанцией, попутно пачкая пальцы и всё вокруг. Клей высыхает и слезает красивыми папиллярными сеточками, валяется как кожа-выползок вокруг нас. Цветы крепятся один за другим к заранее подготовленной ткани. Цветы, листья, тот самый "жасмин", в каждую срединку которого я капаю клея и мелко стригу пучок жёлто-оранжевого "ириса" - получается красивая серединка, словно мохнатые яркие тычинки. Потом мама рисует гуашью стебли и шипы, крепит палочку и веревочку. Панно готово и завтра мама отдаст его заказчице и получит деньги. Можно немного отдохнуть, обдирая с пальцев слои засохшего ПВА. А потом дорезать жасмин и листья, испорченные на столе.